Упражнения для тренировки внимания

11 упражнений для тренировки внимания

Рекомендации для родителей.

Возможно, Вам доводилось слышать от учителей или воспитателей подобное: «Оценка была бы лучше, если бы Ваш ребенок был чуть внимательнее», «Идет урок, а он (она) летает где-то в облаках», «Совсем не слушает, не слышит задание». Если это так, тогда это очень даже решаемый вопрос: необходимо потренировать внимание. Будьте уверены, очень скоро Вы услышите от преподавателей, что произошли изменения в лучшую сторону.

Записаться на бесплатное занятие

Итак, чтобы нам начать тренировать внимание, надо разобраться, что такое внимание и как оно связано с успеваемостью ребенка.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание.

Существует два вида внимания:

1. Непроизвольное внимание.
Не мы решаем, куда его направить, а что-то внешнее утягивает нас за собой.

Идет урок, а ребенок продолжает обдумывать постороннюю мысль. Непроизвольное внимание включается, когда мы реагируем на какие-либо раздражители: услышали звуки, почувствовали запах.

2. Произвольное внимание.

Произвольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения. Произвольное внимание необходимо учащимся, чтобы преднамеренно решать учебные задачи (особенно трудные), чтобы не отвлекаться от работы на что-либо постороннее, а старательно слушать и такой материал, который не кажется интересным, чтобы в известной степени преодолевать утомление. Именно этот вид внимания требует тренировки.

Советы и упражнения по развитию внимания у ребенка:

1. Объем внимания – количество предметов, которые ребенок может одновременно воспринять. Объем внимания развивается с возрастом. До 3-4 лет ребенок может воспринимать только один объект. Обычно это что-то яркое и необычное. В 5-6 лет таких объектов может быть уже несколько ( 2-3 объекта и более).

Упражнение №1.
Чтобы проверить объем внимания, проведите несложный тест: разложите на столе несколько предметов (10-12). Время на запоминания = количеству предметов, т.е. 10-12 секунд. Накройте их чем-нибудь (например, непрозрачной тканью), попросите ребенка назвать предметы, которые он запомнил.

Упражнение № 2.
Разложите перед ребенком какие-то игрушки (например, из «Киндер-сюрпризов») и попросите ребенка запомнить, в каком порядке расположены игрушки. Время на запоминание = количеству игрушек. Ребенок отворачивается, Вы меняете игрушки местами. Задача ребенка восстановить последовательность. Это же упражнение можно сделать в другом варианте, когда пропадает 1 игрушка и более, ребенок должен назвать тот предмет, который пропал.

Для более старших это же упражнение детей можно проводить с какими-либо предметами, но все же лучше игрушки.

Количество игрушек на начальном этапе 5-6. Дети, которые занимаются по методике Васильевой Л.Л., к концу курса удерживают 20 и более объектов.

Упражнение № 3.
«Что изменилось». Выложите из палочек или карандашей какую-либо фигуру. Потом ребенок отворачивается, а Вы в ней что-то меняете (добавляете, удаляете, переставляете, меняете цвет). Задача ребенка — заметить изменения и сделать у себя так же. Потом можно делать более сложные композиции, давать время на их запоминание и что-то менять (или не менять). Задача – понять, что изменилось или воспроизвести то, что было.

Упражнение № 4.
Ещё усложняем предыдущее упражнение. Делаем какую-то композицию из кучи разных предметов, даём минуту на то, чтобы это дело запомнить, закрываем. Задача ребенка теперь воспроизвести у себя такую же конструкцию с нуля.

2. Концентрация внимания – свойство, характеризующееся способностью удерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на остальные.

Упражнение № 5. «Не собьюсь».
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Ребенку предлагается следующее задание:

считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

Упражнение № 6.
Это упражнение для детей помладше. Предложите ребенку выбрать любую игрушку, а после этого вместе с ребенком рассмотрите ее, обращая внимание на все детали: форма, цвет, расположение.

Упражнение № 7 «Послушай».
Мы просим ребенка закрыть глаза и внимательно слушать, что происходит вокруг. Через пару минут просим открыть глаза и поделится тем, что услышал.

3. Переключаемость и распределение внимания – скорость перехода от одного вида деятельности к другому, это свойство внимания требует волевого усилия.

Нередко от учащихся требуется умение распределять свое внимание, т.е. направлять его одновременно на несколько видов деятельности. Например, распределенное внимание имеет место при диктанте. Ученики во время диктанта должны одновременно слушать учителя и писать так, чтобы не было орфографических ошибок. На уроках учащимся часто надо переключать внимание от одного урока к другому: от слушания объяснений учителя к ответу, от наблюдений к записи, от вопроса на тему сегодняшнего урока к вопросам, взятым из прошлых уроков. Итак, упражения на переключаемость и распределение внимания.

Упражнение № 8. «Корректурная проба».
Есть разные её разновидности, но суть одна: развить концентрацию и распределение внимания.

Для этого ребенку даётся лист с кучей букв вперемешку (как вариант, можно взять связный текст или текст без пробелов).

Первая задача: находить там какую-то одну букву и обводить её определённым образом. Когда ребенок работает с одной буквой, мы тренируем концентрацию внимания.

Потом можно усложнить: найти 2 буквы – одну из них зачеркнуть, а другую подчеркнуть. Здесь уже мы тренируем переключаемость внимания. Аналогично можно делать с числовыми наборами, а для детей помладше есть бланки с картинками.

В нашей школе ребенок к концу курса за 1 минуту обрабатывает от 50 символов и более.

Упражение № 9.
Упражнение «Зачеркни разными способами». Ребёнку даётся лист с разными фигурами, а в начале приводится образец, что с ними нужно сделать: квадрат зачеркнуть по диагонали, в треугольнике поставить плюс, в круге знак равно… Задача ученика внимательно, строчка за строчкой пройтись по всем фигурам бланка и отметить их так, как указано в задании. Это прекрасное упражнение для того, чтобы включиться в работу, можно использовать в начале урока.

Упражнение № 10. «Найди ошибки»
Его удобно делать на основе текстов из русского языка или на несложных математических примерах (наша задача сейчас не проверить устный счёт, а потренировать внимательность).

Упражнение № 11.
Знаменитая и отлично работающая таблица Шульте (есть таблицы разной сложности). Ученику предлагается квадрат с разбросанными в нем числами от 1 до… (тут зависит от сложности ). Задача – находить числа по порядку и показывать их как можно быстрее.


«Мы даем ребенку инструменты для работы с информацией, обучаем умению применять различные алгоритмы, классифицировать, группировать, структурировать, перекодировать информацию на язык собственных мыслей»

Л.Л. Васильева.

В нашей Школе каждое занятие включает в себя целый комплекс упражнения на развитие интеллекта:

КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ:

  • Постановка чтения.
  • Вербальный интеллект.
  • Арифметико-практическое мышление.
  • Логическое мышление.
  • Мелкая моторика.
  • Зрительная память.
  • Пространственное мышление.



    ЗВОНИТЕ НАМ ПРЯМО СЕЙЧАС

    или оставьте свой телефон и наш менеджер
    свяжется с вами в ближайшее время



      Контакты

      Севастополь, ул. Николая Музыки, д. 82А

      График работы:

      08:00-19:00
      Воскресенье - выходной