Почему ребенок начинает поздно говорить?
Вопросы родителей.
Вопрос очень важный для каждого родителя. Кто — то начинает рано переживать и понапрасну, а некоторые родители, напротив, игнорируют задержку развития речи, тем самым провоцируют дальнейшие проблемы.
Записаться на бесплатное занятиеКакие причины могли повлиять на задержку в развитии речи?
В основе учения о темпераментах лежит понимание двух основных процессов высшей нервной деятельности: возбуждения и торможения. И для различных типов темпераментов соотношение этих двух процессов будет отличаться. Поэтому у детей с различными типами нервной деятельности навыки формируются в разные сроки.
Возбудимость — это свойство нервной системы реагировать на внешние раздражители. Когда количество стимулов, приходящих в нервную систему ребенка адекватно, то головной мозг и, в том числе речевые зоны коры головного мозга, развиваются гармонично. Если же количество раздражителей избыточно, а нервная система ребенка ввиду особенностей темперамента или внешних факторов подвижна и ослаблена, появляется риск повышенной возбудимости нервной системы. Это может негативно сказаться на созревании корково-подкорковых структур, в том числе и с риском задержки речевого развития.
Ключевыми избыточными раздражителями нервной системы для ребенка являются различные гаджеты: телевизоры, планшеты, телефоны. Такая чрезмерная нагрузка на сенсорные системы может критично нарушить баланс возбуждения-торможения в нервной системе, лишив малыша возможности (за счет торможения) усвоить новую информацию и научиться чему-либо.
Мы сейчас рассматривали одну из ведущих причин задержки речевого развития у условно здоровых детей, но нужно понимать, что если у ребенка есть различные другие проблемы со здоровьем (пороки развития, генетические синдромы, заболевания обмена веществ и т.д.) они также могут сопровождаться ЗРР. По опыту, нормализация общего состояния ребенка ведет, в том числе, и к улучшению речевого развития.
Маячки задержки речевого развития
Когда начинать нервничать родителям и бить тревогу? На первом году жизни стоит обратить внимание на:
отсутствие звукового сосредоточения у ребенка, монотонный плач и гуление — малоэмоционально окрашенные;
отсутствие реакции на громкие звуки.
В более позднем возрасте, ближе к году:
отсутствие реакции на собственное имя при сохранении реакции на звуки и наличии звукового сосредоточения.
При таких признаках необходимо исключить проблемы с органом слуха на различных уровнях (восприятие и проведение).
Не стоит паниковать, если ребенок до года сначала начал произносить различные слоги, простые слова, а потом в какой-то момент замолчал. Обычно это связано с «синдромом обкрадывания» — малыш переключился на овладение новым навыком. Например, учится стоять у опоры или ползать. Это не является признаком «отката» в развитии. Вероятно, через пару недель ребенок «вспомнит», как говорить.
Другой тревожный момент: если ребенок реагирует на звуки, но на свое имя не откликается или откликается не всегда, избегает зрительного и тактильного контакта, сложно взаимодействует со сверстниками, имеет некоторые особенности в поведении, то мы можем предполагать здесь особенности развития эмоционально-волевой сферы. Необходимо незамедлительно обратиться к неврологу.
Случается, что ребенок адаптирован в коллективе сверстников, обладает всеми навыками самообслуживания, понимает обращенную речь, но при этом не разговаривает. При таком состоянии малыша также необходимо показать неврологу для принятия решения о дальнейшей тактике ведения.
Как помочь ребенку заговорить? С чего начинать работу?
Первично необходимо понять, на каком уровне нервной системы ребенка произошла «поломка». Для оценки тяжести состояния следует пройти обследование у невролога. Доктор направит на дообследованные к смежным специалистам (ЭЭГ, УЗИ и т.д.; логопедам, нейропсихологам, поведенческим терапевтам), если такая необходимость имеется. Исходя из полученных результатов исследований, будет понятна тактика ведения ребенка.
Важный момент: необходима максимальная включенность родителей в процесс «запуска» речи у ребенка. Зачастую, чтобы он заговорил, элементарно не хватает потребности — это вопрос вербальной коммуникации в семье. Если ребенок не видит и не слышит, что в семье люди разговаривают, он не понимает, что ему тоже нужно говорить. С ребенком необходимо разговаривать:
рассказывать, что вы видите на прогулке и дома;
описывать предметы;
читать книги;
не включать гаджет или телевизор для обучения новым словам, так как их звуки для ребенка в раннем возрасте — белый шум, не более того. Он не воспринимает их равнозначно живой человеческой речи. Чем больше вы будете вовлечены в процесс, тем выше шансы у ребенка заговорить.
«Мы даем ребенку инструменты для работы с информацией, обучаем умению применять различные алгоритмы, классифицировать, группировать, структурировать, перекодировать информацию на язык собственных мыслей»
— Л.Л. Васильева.
В нашей Школе каждое занятие включает в себя целый комплекс упражнения на развитие интеллекта:
КАК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ:
- Постановка чтения.
- Вербальный интеллект.
- Арифметико-практическое мышление.
- Логическое мышление.
- Мелкая моторика.
- Зрительная память.
- Пространственное мышление.