В основе учения о темпераментах лежит понимание двух основных процессов высшей нервной деятельности: возбуждения и торможения. И для различных типов темпераментов соотношение этих двух процессов будет отличаться. Поэтому у детей с различными типами нервной деятельности навыки формируются в разные сроки.
Возбудимость — это свойство нервной системы реагировать на внешние раздражители. Когда количество стимулов, приходящих в нервную систему ребенка адекватно, то головной мозг и, в том числе речевые зоны коры головного мозга, развиваются гармонично. Если же количество раздражителей избыточно, а нервная система ребенка ввиду особенностей темперамента или внешних факторов подвижна и ослаблена, появляется риск повышенной возбудимости нервной системы. Это может негативно сказаться на созревании корково-подкорковых структур, в том числе и с риском задержки речевого развития.
Ключевыми избыточными раздражителями нервной системы для ребенка являются различные гаджеты: телевизоры, планшеты, телефоны. Такая чрезмерная нагрузка на сенсорные системы может критично нарушить баланс возбуждения-торможения в нервной системе, лишив малыша возможности (за счет торможения) усвоить новую информацию и научиться чему-либо.
Мы сейчас рассматривали одну из ведущих причин задержки речевого развития у условно здоровых детей, но нужно понимать, что если у ребенка есть различные другие проблемы со здоровьем (пороки развития, генетические синдромы, заболевания обмена веществ и т.д.) они также могут сопровождаться ЗРР. По опыту, нормализация общего состояния ребенка ведет, в том числе, и к улучшению речевого развития.